Перевод: ©CОПЫРИГХТ: Дмитрий Иоффе, Советский Союз, www.dsioffe.narod.ru
Рисунок 1. Дроссель с компенсацией токов на кольцевом сердечнике. Двойной дроссель показан для примера.
Компактное электрическое и электронное оборудование генерирует, главным образом, синфазные помехи. Для удовлетворения требованиям безопасности, задаваемым стандартами, должны быть использованы дроссели с асимметричной эффективной индуктивностью.
Дроссели с компенсацией токов на замкнутом сердечнике разработаны специально для таких применений. Проблема насыщения материала сердечника, вызываемого рабочим током, решается в них за счёт применения намотанных на сердечник двух обмоток с одинаковым количеством витков. Эти обмотки подключаются так, что магнитный поток, индуцируемый рабочим током в верхней обмотке, направлен против потока, индуцируемого рабочим током в нижней обмотке. Таким образом, два потока взаимно коменсируют друг друга (см. рисунок 1).
Это позволяет использовать кольцевые сердечники с высокой проницаемостью, благодаря чему достигается большое значение индуктивночти на виток. При использовании двойного дросселя с компенсацией токов на ферритовом сердечнике полная индуктивность ослабляет синфазные помехи.
На рабочий ток влияют обычно только паразитная индуктивность (порядка 1% от расчётного значения) и омическое сопротивление, которое обычно мало. Поэтому дроссель с компенсацией токов дифференциальные помехи ослабляет незначительно. Поэтому в большинстве случаев необходимо добавить симметрично подключённый конденсатор или дроссель с порошковым сердечником.
По сравнению с дросселями на I сердечниках, дроссели с компенсацией токов имеют бОльшую индуктивность, очень слабые паразитные поля и меньшие размеры при сопоставимых токах.
Рисунок 2. Влияние разности токов на токовую компенсацию.
При использовании дросселей с компенсацией токов надо обеспечить, чтобы сумма всех токов, протекающих через дроссель (складываемых векторно), была равна нулю. Другими словами, ток, втекающий в нагрузку через дроссель, должен быть равен току, возвращающемуся из нагрузки через дроссель. Если небольшая часть расчётного тока идёт другим путём, например, через заземление, компенсация дросселя нарушается, и сердечник будет, по меньшей мере, частично насыщен. Это приводит к потерям в индуктивности.
Рисунок 3. Схема фильтра для подавления помех на дросселе с компенсацией токов.
На главную страницу